Сангвис -Новые технологии – год 1993г

27.09.2010 at 17:11 2 комментария

Все предварительные слова про нашу информационную систему сказаны, и теперь постепенно расскажу о сути вопроса.
При разработке ИТ в службе крови г. Екатеринбурга было принято за основу, несмотря на все трудности экономической ситуации, принимать не самые дешевые, а самые перспективные и самые современные технологии.
Информационная технология с первых шагов ее разработки рассматривалась как комплексная автоматизированная СИСТЕМА, охватывающая ВСЕ информационные объекты и процессы. В силу необходимости поэтапных разработки и внедрения отдельных частей системы, ее структура была предусмотрена и описана для автоматизации “по цепочке”. В начале — работа с донорами, затем заготовка крови, поставки продукции и лишь затем учет, другие функции управления.

О подсистеме Доноры немного я уже писала, теперь несколько основных моментов о подсистема «ПРОДУКЦИЯ«.

При ее разработке были использованы действующие в российской службе крови нормативные документы: уже упоминавшийся приказ №155, многочисленные инструкции по заготвке крови и ее переработке, а также комплект форм документов, утвержденный приказом Минздрава СССР N1055 от 07.08. 1985 г.
Весь этот набор во многом диктовал требования и к выходным формам ИТ системы, и к технологиям обработки информации. Но главным источником требований был сам технологический процесс взятия крови у донора, переработки крови на компоненты, тестирования крови (контроль качества) и передачи отобранной продукции, соответсвующей требованиям качества, в службу поставки (экспедицию).

Служба крови имеет множество особенностей, повлиявших на решения, принимаемые при разработке информационной системы. Одной из таких особенностей является то, что если при осмотре доноров и принятии врачом решения о возможности кроводачи, а также при собственно взятии у донора крови, процесс является преимущественно Медицинским, то все дальнейшие операции (а их много) являются Производственными.

Подсистема «Продукция» должна была учесть эту комплексность внутри себя. И надо было решить не мало проблем.

Первая и главная проблема – идентификация.
Идентификация не пользователей (это-то как раз для нас проблемой не было), а доноров, кроводач и продуктов.
Про доноров должно быть понятно всем, кто так или иначе сталкивался с системами, где есть информация о людях. В России – это всегда проблема. Систем идентификации и соответственно кодов наплодили ужас сколько, работы по (Персональному Идентификационному Номеру) ПИН-у велись, но его так  и нет.
Но как-то мы доноров закодировали. Надо было кодировать кроводачи. Каждый донор может быть многократным донором, когда случится следующая кроводача – не известно и т.д. В мире более принято, что кроводачи кодируются независимо от кода донора (хотя есть и такие схемы, где в код кроводачи включен код донора).

Но когда мы начинали, автоматизации еще никакой не было. И доноров не кодировали вообще, а для кроводач вели журналы. То есть фактически внутри каждой СПК (станции переливания крови) был условно код такой: год, номер внутри года. Хорошо, если можно было как-то этот номер к дате привязать. При бесконечном переписывании из документа в документ конечно случались ошибки. Предпринимались специальные меры для контроля и выяления таких ошибок.
Этот номер кроводачи соответствует нескольким физическим объектам: кровь донора разделяют на компоненты, которые сразу помещают на хранение в разные условия (плазму замораживают, эритроциты в холодильную камеру на +4, могут быть и другие варианты). И еще у донора берут кровь в пробирки для тестирования: на контроль качества (отсутствие маркеров инфекций) и на определение специфических параметров – в первую очередь – группы крови по системам АВО и резус.

При ручной обработке все номерочки и названия писали на бумаге – правда в строго установленных местах (те этикетки, что были когда-то в Сангвисе, у меня не сохранились. Та, что на фотографии, в основном, на нее похожа). А вот для важнейшей характеристики продукта крови — группы крови – чаще всего использовали типографские цветные марки.

Забор крови происходит в специальные пластиковые пакеты (когда-то были бутылки, но мы их к счастью не застали). На этих пакетах их производитель размещает этикетку, которая не только несет информацию о самом пакете, но и служит своеобразной «заготовкой» для этикетки продукта крови.

После завершения лабораторных тестов на продукты крови, признанные годными к переливанию их пациентам, наклеивалась типографская цветная марка с группой крови, сам факт наличия которой служил одним из признаков того, что продукт прошел все необходимые контрольные тесты.

В тот момент развития нашей информационной технологии, о котором я веду речь – 1992-1993гг – мы находились в раздумьях о том, как организовать технологию обработки данных о продуктах крови, их тестировании, контроле качества и т.д. При этом АРМ экспедиция – программа типа «склад»,  позволяющая вести учет передачи продукции из производства на выдачу в лечебную сеть, отслеживать наличие продуктов в разрезе групп крови, учет поставок в лечебную сеть (с – о радость! – печатью накладной для каждого факта выдачи) – уже было разработано и активно использовалось.

В то время таких программ в службе крови России не было (был опыт только автоматизации в части работы с картотеками и донорами), и наша программа «Экспедиция» была уже достижением. Но сами мы не были довольны – комплексной системы обработки информации еще не было, в экспедиции данные вводились руками с накладных.
И к сожалению, никто из нас ничего не знал о технологиях штрихового кодирования в службе крови (да и вообще знали мало – в торговле штриховые коды только-только появлялись).
Теперь наверное более понятно как вовремя появился у нас Максимовский А.С. со своим рассказом о штриховом кодировании, и с каким увлечением мы взялись за разработку новой технологии.
Мы не оглядывались на то, что никто в России этого еще не делал, и нас вовсе не испугало то, что мы сделали это так, как никто в мире еще не делал.

Вся информация о заготавливаемой крови и приготовленных компонентах отслеживается в подсистеме «Продукция» ИТ ПЕЛИКАН по мере движения — от момента извлечения крови у донора до выдачи продукции из стен объединения. То. что описано дальше, возникло не сразу, а за несколько лет.
Подсистема содержит три крупных функциональных блока: “Компоненты”, “Тестирование” и “Поставки”.

В блоке “Компоненты” к базе данных о донорах присоединяется информация о заготовленной крови, разделении ее на компоненты и полученных при переработке продуктах, взятых у доноров пробирках — спутниках.

Одним из средств повышения качества продукции за счет применения информационных технологий явилось использование штрихового кодирования как одного из элементов, обеспечивающих надежность ввода и обработки информации при заготовке крови. Представление информации штриховым кодом и замена ручного ввода считыванием этого кода практически сводит на нет ошибки клавиатурного ввода и снижает трудоемкость работ на разных этапах техпроцесса.

Технология штрихового кодирования используется так. Заранее готовятся на компьютере блоки марок (специальных маленьких этикеток) с номерами кроводачи, для которых обеспечивается уникальность.

Когда донор приходит в операционную, ему подбирается блок марок с уникальным номером кроводачи. Марки содержат этот номер как в цифровом виде (человекочитаемом), так и в виде штрихового кода.

Перед вами наши самые первые марки. Они были напечатаны в 1994году, и уже на них видно, что в этом блоке марок много чего предусмотрено: есть марки со штрихкодом, а есть без него. Марки со штрихкодом предусмотрены для разных видов продукции, эти виды продукции обозначены и наименованием и кодом. В это время марки на пробирках еще не считывались в компьютер, позже, когда АРМы в лабораториях были переработаны, блок марок несколько изменился.                          

Более новых марок у меня нет, а вот на этих фотографиях я их показываю академику Воробьеву А.И. и профессору Городецкому В.М. (но это уже 1997год, когда к нам из ГНЦ уже приезжали первые лица).

Номер кроводачи сконструирован в соответствии с международным стандартом ISBT -128 так, что нигде в мире не может повториться в течение 100 лет. Это достигается тем, что в код номера кроводачи включается код центра заготовки крови и две последние цифры года заготовки крови. Код центра заготовки крови присваивается международным комитетом ICCBBA, являющимся держателем единой в мире базы данных кодов центров заготовки крови. Присвоение кода осуществляется на основе процедуры регистрации. Городской центр крови “САНГВИС” зарегистрирован под номером 70001 ( 7 — код России, САНГВИС зарегистрирован первым в России).
Номер считывается считывателем штрихового кода, а установление соответствия между донором и кроводачей осуществляется программной системой. Маркой с номером кроводачи помечается каждый мешок с компонентом и каждая пробирка.
Дальше все пакеты и пробирки отправляются по своим маршрутам. Пакеты ждут результатов анализов. Пробирки являются материалом для этих анализов.
Функциональный блок подсистемы Продукция «Тестирование» представляет собой АРМы, находящиеся на рабочих местах в лабораториях и позволяющие ввести в Систему результаты проведенных тестов. (Эти АРМы тоже развивались со временем, но на первом этапе их задачей было именно предоставить конечные результаты своей работы). При этом часть лабораторий находились не в главном здании Сангвиса, а в другой части города.

Главным звеном технологии является автоматизированное этикетитирование продуктов крови с использованием штриховых кодов, программ контроля наличия и качества всех необходимых тестов и термотрансферного принтера для печати этикетки на самоклеющемся пластике.

Это одна из наших  самых первых этикеток — еще отладочная. На изображении хорошо видна дата — 27 июня 1994г. Этот вариант этикетки мы показывали Клайву и его коллегам в Амстердаме в июле 1994г (об этом в следующий раз).

Реклама

Entry filed under: Мемуары Сангвис. Tags: , , .

Прием в Вузы в 2010г. Итоги зачисления. Послесловие Сангвис новые технологии 1993г-1994г

2 комментария Add your own

  • […] придется немного вернуться к тому, о чем я уже писала Сангвис -Новые технологии – год 1993г. Для того чтобы углубиться, видимо придется немного и […]

  • 2. Grigory Grin  |  17.10.2010 в 19:16

    Могу добавить, что язык разметки этикеток у принтеров Зебра был просто катастрофический. В начале каждой строки задавались команды с кодами, типа ассемблерных. Их надо было учить по книжке. Эмулятора не было, отлаживаться приходилось прямо на принтере. Каждый эксперимент приводил к печати очередной этикетки. Уххх.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Подписка на новости сайта

Подпишитесь на новости сайта (RSS)

RSS

Архивы

Рубрики

Главные книги аналитика

Современные методы описания функциональных требований к системам | Алистер Коберн
 Разработка требований к программному обеспечению |Карл И. Вигерс, Джой Битти

Требования для программного обеспечения: рекомендации по сбору и документированию |Илья Корнипаев
Анализ требований к автоматизированным информационным системам | Юрий Маглинец
Пользовательские истории. Гибкая разработка программного обеспечения |Майк Кон


%d такие блоггеры, как: