Разные разные пользователи
09.12.2009 at 19:07 3 комментария
Итак, в добавление к условиям, которые необходимо учесть, начиная выстраивать свои отношения с пользователем АС, первым среди которых, напомню, является: «Являемся мы внешним разработчиком или работаем в качестве ИТ специалистов в той же кампании», есть (а вернее был, когда мне пришлось работать) еще и такой:
— Система, которую мы начинаем делать, придет к пользователям, уже сидящим за компьютерами (то есть это увеличение функций – расширение, замена чего-то – улучшение), или это первая встреча пользователей (и в широком и в узком смысле) с компьютерами.
Еще раз к вопросу о термине «Пользователь». Конечно, как почти любое слово в русском языке, этот термин многозначен. Использовав его в качестве замены более общепринятого в среде ИТ специалистов термина «Заказчик», я хотела подчеркнуть более важные для аналитика аспекты отношений и применила понятие Пользователь «в широком смысле» (или с большой буквы). То есть имея ввиду всю организацию, которая будет применять нашу будущую разработку. Если конкретных людей, использующих систему (программный продукт) много, я их пока – условно – буду называть «конечными пользователями».
Хотя в пору АРМов эти понятия совпадали.
А мой сегодняшний рассказ начинается как раз в эту пору.
Итак, год 1989г. Я уже рассказывала, что в это время появились кооперативы и определенная свобода работать в нескольких местах. Я работаю в кооперативе, который предлагает свои услуги медицинским учреждениям. Для них, как правило, использование компьютера в ту пору – огромное новшество. Кстати, первый компьютер, для которого мы делали небольшую систему (АРМ) для отдела кадров Станции скорой медицинской помощи, был даже не IBM PC, а Роботрон (цифры уже не помню, что-то типа 1820). Надо сказать, что этот проект не был сильно успешным (формально все было сделано, но никому не было сильно интересно).
Но вот руководитель кооператива предлагает мне пойти и познакомиться с руководителем другой медицинской организации – Станции переливания крови(СПК). А я еще долго так отказываюсь, ссылаясь на то, что я в медицине совсем не специалист, и как-то это не интересно. Но все-таки он меня уговорил (спасибо Сергей Михайлович!) и мы отправились на встречу.
Как я узнала уже потом, гораздо позже, инициатором этой встречи был именно руководитель СПК. Он еще за несколько лет до того, услышав о появлении персональных ЭВМ, писал в свою вышестоящую организацию бумагу, с просьбой выделить ему ЭВМ «Искра-226». (Помнит кто-нибудь такое? А мне приходилось несколько проектов на ней сделать. Но напишу об этом позже.) А тут он прослышал, что появился такой кооператив, нашел руководителя, организовал встречу.
И начал рассказывать нам о службе крови (понимая, что мы ничего об этом не знаем) и о том, что он хочет от нас. Сразу скажу, что человек этот увлечен своим делом, профессионал и новатор по своему внутреннему устройству. Он хотел изменить все – технологию, организацию деятельности, экономические основы. А еще для СПК строилось новое здание, чем он тоже активно занимался. И вот в списке этого «ВСЕ», что он хотел делать по-новому, он увидел своим внутренним чутьем, интуицией место информационных технологий. Он практически ничего об этом не знал, к этому моменту ни разу не был за рубежом и, следовательно, не видел как это на Западе. Он попробовал поискать что-то в России, пообщался с коллегами в других регионах и республиках (тогда еще был СССР). Даже в Москве работы по автоматизации в службе крови хотя и велись в это время, но были в зачаточном состоянии. Но нашего руководителя (я назову его имя позже) это не остановило. И он решил все делать сам.
У него было несколько жизненных принципов, позволивших довольно быстро расти по управленческой лестнице. Один из них был такой: «работу должны делать профессионалы своего дела», еще один: «надо принимать решения не из вчера, и даже не из сегодня, а те, которые могут прослужить еще ну хотя бы 10 лет». И еще один лозунг: «я не могу выбирать приоритетные направления, а хочу делать все сразу» – во-первых, не известно как изменятся приоритеты через совсем не большое время (а дословно он говорил: «не известно, что выстрелит раньше, а что позже»), а во-вторых, «если все делать последовательно, то я не доживу до реализации того, что сейчас будет отложено, а хочется (ему было тогда чуть за 40, он и сейчас в здравии, но жизнь показала его правоту – «не дожить» можно не физически, а — сформулирую так – карьерно»).
Так вот, следуя своему первому из приведенных принципу, он позвал именно нас, а не мальчика студента за 5 рублей (тогда это было очень принято), потому что провел разведку и получил хорошие отзывы о руководителе ИТ кооператива. Да еще у нас уже был хоть и не большой, но все же опыт работы в медицине.
Вообщем, он увлек меня своим профессионализмом и энтузиазмом, и я согласилась заняться этим проектом. А этот проект и на начальной стадии, и на всех последующих, относился именно к числу тех «безнадежных», о которых мы потом у Йордана читали. И вот я сейчас думаю – как хорошо, что мы тогда не были обучены западной аналитической технологии. Мы бы никогда такой проект не сделали – там были одни сплошные риски!!!
Ну вот начать хотя бы с выявления Заинтересованных лиц и на моем языке – пользователей. Так ведь именно руководитель СПК им и был. Он один. Его на начальном этапе не поддерживал никто: ни начальство в Горздраве, ни ближайшие помощники – замы (одна из этих дам еще в течение нескольких лет говорила: «он сошел с ума! Надо покупать центрифуги, а он покупает эти никому не нужные компьютеры…»), ни рядовые работники (тут мы тоже на протяжении нескольких лет слышали от пожилых сотрудниц: «ну дайте же умереть спокойно…»).
Как вы думаете, читатели, мог он один «сформулировать требования»? Конечно нет! Но он нам доверил эту работу. Мы, воспитанники советской школы проектирования, ему объяснили, что надо заключить договор на обследование и разработку Технического Задания. «Хорошо.»- сказал наш Пользователь, и стал нашим Заказчиком. До сих пор помню – мы начали работу в августе 1989г, стоимость ТЗ была по тем деньгам 68 тыс руб. и срок, видимо 3 месяца, потому что в конце года уже была начата реализация рекомендаций ТЗ: куплен первый компьютер, принят на работу первый специалист – начальник будущего отдела АСУ. Но сейчас мы пока говорим о Пользователе.
Так вот он потом часто рассказывал, что, заключая договор, он понятия не имел где возьмет эти 68 тысяч – СПК была бюджетной организацией, и в ее смете этих денег не было. Но где-то взял (я не знаю где – тогда я еще была из «внешней организации»). Но точно знаю, что заплатил – иначе мы бы ведь не стали продолжать работу. А у него продолжение фразы в рассказах было такое – «…не знал где эти 68 тысяч взять, а они мне ТЗ принесли на 38 одних компьютеров. Но я это ТЗ подписал…». А рассказывал он это в те времена, когда количество компьютеров уже за эти 38 перевалило, да и еще много чего было наделано.
В процессе обследования мы довольно подробно разобрали ситуацию «как есть», а вот 2 других составляющих: «как будет» и «как перейти от как есть к как будет» мы придумывали сами, предлагали своему единственному Пользователю варианты, пытались оценить их по времени и по деньгам – очень грубо, конечно. Ведь абсолютно на голом месте. Но с учетом принципов нашего Пользователя, мы включили в Техзадание все, из того, что были в состоянии придумать, и что было одобрено Пользователем. Причем мы не отсекали его требования, а наоборот, пытались «раскрутить». И он нас тоже. В проект были, например, заложены решения по созданию на СПК локальной сети. Тогда это было ну супер! Еще мало кто это делал, а уж в медицине тем более! Для медицины старались предлагать самые дешевые решения.
Но для нас альтернативой было бы курьера по лестницам с дискетой гонять!
Подчеркну еще раз – было ОДНО Заинтересованное лицо – руководитель, и много НЕ заинтересованных, даже противодействующих. Был конфликт интересов? Еще какой конфликт! До слез подчиненных и выговоров от начальства. Но человек хотел, и он сделал. Подчиненных он ломал – вплоть до увольнения (правда реально только одна доктор ушла, и то позже – это тоже отдельная интересная история). С начальством как-то договаривался, убеждал хотя бы не мешать. У финансистов деньги выпрашивал – это он умел. Ну и стройка была тогда – при строительной смете перераспределять финансы всегда проще.
Это уже потом старушка, которая хотела спокойно умереть, гладила свой компьютер и ласково называла его Марусечкой, а начальник Горздрава отчитывался перед вышестоящим начальством об успехах и новаторстве в «своей» службе крови.
Вот такой был Пользователь. Зовут его Нижечик Юрий Соломонович. Об этом проекте и о нашей совместной работе я расскажу еще очень много.
Но пока – в продолжении – рассказы о других пользователях.
Здесь же в заключении – характеристики этого проекта:
- Мы пришли как внешние разработчики.
- Разработка была заказная – и с точки зрения пользователя, и для разработчика.
- Система должна была быть разработана для всей организации (со временем масштаб организации еще и вырос значительно).
- Инициатором разработки АС являлось высшее руководство организации.
- В этой организации все начиналось с нуля.
Entry filed under: Мемуары Сангвис, Пользователь и ИТ-специалист. Tags: ИТ специалист, Пользователь, Сангвис.
3 комментария Add your own
Добавить комментарий
Trackback this post | Subscribe to the comments via RSS Feed
1. Бизнес-анализ -Сангвис –АСУ Пеликан « Мастерская бизнес-анализа | 12.02.2011 в 22:04
[…] И мы довольно легко убедили в этом Заказчика. (О том, что Заказчик с самого начала нам очень доверял, а заинтересованное лицо – в сегодняшней терминологии- было одно единственное, а следовательно не было конфликта интересов – я уже писала). […]
2.
businessanalyst2009 | 12.12.2009 в 12:01
Спасибо, Женя! При такой поддержке как не продолжить
3.
Евгения | 11.12.2009 в 17:03
Супер! Читается, как авантюрный роман!
Нет, пожалуй, как хорошие книги советской эпохи — «Иду на грозу», «Открытая книга»….
С нетерпением жду продолжения!