Бизнес-анализ Сангвис ИТ Пеликан Картотека отводов

09.03.2011 at 14:14 1 комментарий

Часть 3 Подсистема Доноры 2

Блок Картотеки отводов

Естественно, что первый блок, который был спроектирован в автоматизированной системе, это «Картотеки» в подсистеме «Доноры».

На первый взгляд эта задачка кажется совсем не сложной,  и из предыдущего описания понятно что и как надо было делать.

Даже если представить себе, что мы бы не работали в условиях когда одновременно с автоматизацией произошло изменение оргстрктуры, тоже были бы всякие подводные камешки. Но у нас была задача не просто создать картотеки, но еще и сделать их единые по городу. Но не сразу, конечно. Сначала все делали для городской СПК (это еще до создания Сангвиса), и потом продолжили эту работу, когда СПК преобразовалась в ОЗК1 (отдел заготовки крови №1).

Мы все большие задачи решали постепенно, продвигаясь маленькими шажками. Это требовало делать много лишней работы, но зато обеспечивало реальное внедрение, причем достаточно быстрое.

Понятно, что на самом первом этапе были сделаны «Картотеки отводов». Теперь это не два типа, а именно две картотеки – два файла:

  1. Картотека лиц, которые не могут быть донорами
  2. Картотека «адресов неблагополучия»

Проблема наличия нескольких причин отвода от донорства решалась действительно довольно просто – введением справочника этих причин. Однако,  как только начала использоваться функция «контроль по картотекам», стало понятно, что кроме просто причины отвода врачам нужно дополнительное текстовое поле, позволяющее в некоторых случаях, более или менее подробно описать ситуацию постановки диагноза, приводящуюю к отводу.

Сразу расскажу о чем речь: чаще всего это касается вирусных гепатитов (их ведь несколько разных типов). Человек мог переболеть и вылечиться, и даже забыть о том, что он болел. Или вообще не болеть, но у него выявлено – при каком-то обследовании – носительство гепатита. И сведения о нем помещаются в картотеку. А потом он решил стать донором (например, донором-родственником – сдать кровь для заболевгего друга или сослуживца). И тут – отвод. И люди начинают возмущаться, спорить, даже письма писать. И для того, чтобы с ним договориться, врчу нужно больше информации, чем просто факт выявления диагноза (ну еще есть конечно дата и место).

Структура данных для картотеки отведенных довольно очевидна (фамилия, имя, отчество, год рождения, пол, адрес, паспортные данные, социальная группа, место работы, дата выявления и место выявления диагноза, если известно – группа крови).

Первая программа, предназначенная для ввода данных в картотеку отведенных, тоже была довольно проста – все данные вводились с бумажных носителей «через экран» с клавиатуры. Причем,  в самую первую очередь был налажен ввод в картотеку новых данных – вновь выявляемых людей, подлежащих отводу от донорства.

Ежедневно в службу крови поступают списки лиц, заверенные подписями и печатями, из лабораторий города, где обследуются люди на сифилис, ВИЧ, гепатиты. Поступают (не с такой периодичностью, но тем не менее) списки других лиц (из туберкулезного диспансера, из наркодиспансера). Кроме того, поступают данные из лаборатории СПК – о результатах выявления инфекций у доноров, сдавших кровь в предыдущие дни.

У нас в самом начале был один единственный компьютер, вот на нем и создавалась эта картотека.

Но был же еще большой массив данных на карточках в количестве нескольких тысяч. Были разные идеи по поводу организации этого однократного ввода данных – пригласить студентов, еще какие-то варианты. Но посторонних людей надо специально учить, потом контролировать их работу – уж очень ответственная информация. Да и компьютер один. Вообщем, мы обошлись собственными силами – вводили все, кто вообще имел доступ к компьютеру, использовали любую свободную минутку. Порции ввода вроде были небольшие (но такие и проверять было легче – проверяли «вручную» — сверяли карточки с распечаткой файла), но ввели все картотеки довольно быстро. При этом ее еще и «почистили» — устранили двойные записи, удалили записи о тех лицах, которые все равно уже не могли бы быть донорами по возрасту, ит.д

И как только картотека была создана, буквально на следующий день начали пробовать «на донорах» контроль по картотеке отводов. К этому времени был куплен второй компьютер, который поставили в регистратуре. И еще через несколько дней 2-х регистраторов (а их было всего 4) перевели в другие слуужбы. (Ни в этот момент, ни позже – никого не увольняли, всем находили применение. Другое дело, что в регистратуре работали пожилые женщины, пенсионерки, и некоторые постепенно ушли).

Аналогичным образом шла работа с «картотекой адресов неблагополучия по вирусному гепатиту» – перечнем адресов, где живут заболевшие. Эта картотека меньше по объему и пополнялась ежедневно путем передачи данных из одного источника – городской дезостанции. И пополнение этой картотеки удалось почти сразу организовать в «автоматизированном» режиме.

Мы со всеми структурами – поставщиками информации – вступили в переговоры о передаче данных на машинных носителях (тогда мы хотели получать дискеты). Но на ту пору не у всех еще были отделы АСУ и свои компьютерные системы. (Постепенно все это случилось – все данные для пополнения картотек стали приходить на машинных носителях, были написаны стыковочные программы для загрузки и т.д).

А вот на дезостанции – мало того, что уже была довольно развитая информационная система, там еще работал специалист, с которым наша Т. Рывкина (начальник отдела АСУ) раньше вместе работала. Известно, что по личным контактам многие вопросы – в том числе и такие, гда работу надо – вообщем-то лишнюю – сделать, решаются лучше и быстрее. И с дезостанции мы начали данные практически сразу получать в цифровом виде. Причем уже вскоре мы стали получать эти данные по телефонным каналам – уже не надо было возить дискеты, файл передовался специальными программами, которые поставили на обоих концах.

Для сегодняшних специалистов те технологии вспоминаются как очень смешные, но тогда это был предмет гордости не только для нас, но и для директора Сангвиса.

Ну,  а уж то, что через 6 месяцев от даты выявления «эпиднеблагополучия» адрес удалялся из картотеки автоматически (с распечаткой протокола удаленных адресов), вызывало тогда у наших пользователей полный восторг.

А ведь это начало работать буквально через несколько месяцев после появления первого компьютера.

На следующем этапе мы свои картотеки и возможность контроля по картотекам начали размножать.

Вторым местом использования картотек стала выездная бригада ОЗК1. Как только удалось купить портативный компьютер (мобилизовать финансы для его покупки), на него установили картотеки и модуль контроля по картотекам.

Это позволило сделать маленькую, но такую важную унификацию работы: доноров на выезде стали проверять по картотекам до кроводачи, так же как и при стационарных сдачах крови. Эффективность этого внедрения использования компьютера была очень заметна: брак при заборе крови на выезде резко уменьшился, в том числе за счет отсева “доноров”, которые из раза в раз отнимали у службы крови средства на заготовку заведомо бракуемой крови. (Когда контроль по картотекам проводится после кроводачи – вдогонку, многие недобросовестные люди сдают кровь, даже если знают, что им быть донорами нельзя).

Entry filed under: Мемуары Сангвис. Tags: , , , .

Бизнес-анализ Сангвис ИТ Пеликан Обследование доноров Бизнес-анализ Сангвис ИТ Пеликан Работа с донорами

1 комментарий Add your own

Оставьте комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Подписка на новости сайта

Подпишитесь на новости сайта (RSS)

RSS

Архивы

Рубрики

Главные книги аналитика

Современные методы описания функциональных требований к системам | Алистер Коберн
 Разработка требований к программному обеспечению |Карл И. Вигерс, Джой Битти

Требования для программного обеспечения: рекомендации по сбору и документированию |Илья Корнипаев
Анализ требований к автоматизированным информационным системам | Юрий Маглинец
Пользовательские истории. Гибкая разработка программного обеспечения |Майк Кон