Лаборатория АСУ 1 1986-1990гг Продолжение 2
18.05.2010 at 13:33 Оставьте комментарий
А теперь о самой работе в эти годы.
Тематика уже упоминалась: начало было в предыдущем периоде А в эти годы именно эта тематика и стала главной:
- Автоматизированные системы обработки данных для выявления резервов сокращения сверхнормативных запасов на предприятиях Минтяжмаша
- Совершенствования ведения договорной работы на базе использования ЭВМ
И, как совершенно справедливо отмечает Женя Демидова в комментариях (а это выдержки из ее отчета тех лет), в этот период именно мини ЭВМ стали «наиболее распространенным и широко используемым классом компьютеров в народном хозяйстве».
Персональные ЭВМ
Задачу, связанную с запасами мы отработали по методике, предложенной экономистами НИИэкономики, сделали программу для ЕС ЭВМ, потом перевели ее на Искру 226.
Именно эта марка представляла в это время класс мини-ЭВМ и для нас,и для многих предприятий. Машина под названием «Искра-226» относилась к классу профессиональных персональных компьютеров, которые в середине 80-х годов выпускала отечественная промышленность.
МикроЭВМ «ИСКРА 226» была предназначена для выполнения следующих задач: проведения в диалоговом режиме оперативных плановых расчетов; создания информационно-справочных и поисковых систем; решения в диалоговом режиме научно-технических, экономических и оптимизационных задач; работы в сети телеобработки данных в качестве программируемого терминала СМ и ЕС ЭВМ; автоматизации исследовательских, проектных, конструкторских и инженерных работ; обработки информации в системах автоматизации научных исследований. Языки программирования — БЕЙСИК-интерпретатор, ассемблер.
У нас эта машина в институте была одна. Мы по-прежнему работали преимущественно за столом, а время работы на компьютере распределяли между программистами по графику. Но именно с появлением этой ЭВМ произошел перелом – к машине допустили постановщиков – для тестирования, прогона контрольного примера. И наконец-то в нашем лексиконе появилось слово похожее на «интерфейс». Мы тогда говорили просто «диалог». Хотя возможности были очень скромные, но тем не менее, мы уже делали свои программы в расчете на то, что работать с ними будет конечный пользователь – именно тот, в чьих интересах задача решается.
Все делается практически параллельно — разработки по новым задачам, освоение техники. И вот уже появляется комплекс программ «Система выявления излишних запасов (Система ВИЗА)», (далее цитирую себя же) «предназначенный для автоматизации трудоемких и малопривлекательных вычислительных и оформительских работ по анализу излишних и ненужных запасов на предприятиях….Организация информации в виде базы данных реализована с использованием ППП.» Причем было из чего выбирать — мы делали анализ этих ППП (пакетов прикладных программ): «НИВА», «ВАМ», «СОФИ», «ДИСОТА». А выбор был сделан в пользу пакета СВМ (система ведения массивов), разработки НПО «Уралсистем». Один из авторов пакета СВМ — Горбунов В.Н.- участвовал в первом проекте в качестве консультанта. И вот уже в 1987г есть готовый проект и публикация в сборнике НИИОргпрома . (Горбунов В.Н., Грин Н.М., Демидова Е.Б. Совершенствование технологии анализа состояния производственных запасов с применением мини-ЭВМ «Искра-226» В сб. НИИоргпром выпуск 13, Свердловск, 1987г.)
В первые годы мы внедряем на Искре 226 задачу по запасам, по ней же выпустили еще несколько статей, одна – в московском сборнике:
- Грин Н.М., Демидова Е.Б. Использование современных подходов и средств при проектировании системы функционального назначения для ЭВМ «Искра-226» В сб. тезисов докладов конференции «Внедрение новых технологий и методов для разработки и функционирования АСУ» ЦНИИТЭИприбор сер. ТС-12, вып.3, Москва 1987г.
- Горбунов В.Н., Грин Н.М., Демидова Е.Б. Опыт использования ПС ЭВМ при разработке комплекса программ «Система выявления излишних запасов» в сб. тезисов докладов научно-технического семинара «Опыт разработки и внедрения программного обеспечения микро и СМ ЭВМ.» Дом техники Свердловск, 1987г.
- Грин Н.М., Демидова Е.Б. Совершенствование технологии автоматизированного анализа производственных запасов и развитие используемых программных средств перспективы В сб. «Организация производства и экономики предприятий тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения» НИИоргпром выпуск14, Свердловск, 1988г.
Кроме того, специалисты Демидова Е.Б. и Гальперина И.В. приняли участие в подготоке пособия: «Методические рекомендации по созданию автоматизированных систем контроля складских запасов материальных ресурсов» НИИОргпром, Свердловск, 1989г.
АСУ Поставка
Наибольшие усилия были предприняты по «договорной задаче».
Сначала задачка была «небольшая» — автоматизация ведения договорной работы. Речь шла о договорах поставки (со снабжением и договорами закупки ресурсов мне работать не приходилось. Эти задачи хоть и похожие, но на самом деле разные). Первыми новыми пользователями были Отделы договоров (или заказов).
Странно такое вспоминать, но мы приходили к пользователям, которые до этого никогда с автоматизацией дела не имели, многие и компьютер в глаза не видели. Если бухгалтера, многие кадровики потихоньку двигались по автоматизации, начиная от счетно-клавишных машин, через перфокарты, полотна бумаги с больших ЭВМ, то специалисты служб заказов тихонько работали себе с карточками и конторскими книгами.
При этом объемы информации были большие – наши заказчики по-прежнему крупные машиностроительные заводы. И поставляли они не только свои большие машины – экскаваторы, буровые установки, ну и еще не одна сотня наименований по отрасли, но и запасные части к ним, комплектующие изделия. На многих заводах было заготовительное производство, причем оно было специализированное, и часто заводы поставляли продукты их производства (называлось «кооперированные поставки»). Кроме того, часто наши заводы производили инструменты и оснастку – и тоже специализированные, мелкими партиями, и тоже иногда эту продукцию поставляли.
А людей в отделах договоров специализировали по номенклатуре, но с учетом разных особенностей частенько номенклатурные позиции пересекались. Это я к чему все? Не было тогда в нашем лексиконе в явном виде понятия «пользовательские требования», но по смыслу именно их и было нужно выявлять. И в ситуации, когда процесс из не автоматизированного вообще преобразуется в автоматизированную обработку, да еще с непосредственным участием пользователя, было с одной стороны, очень трудно что-то менять – инерция у пользователей была очень сильна, но и не менять тоже было невозможно. Вот так и крутились – при той технике и тех (еще достаточно слабых – по нынешним меркам) возможностях программистов. В те времена самой модной и обсуждаемой проблемой у специалистов по проектированию ИС был «психологический барьер» пользователей.
Конечно, всегда для начала (и так было на каждом заводе, даже когда мы уже эту задачу знали, и проектировали ее не первый раз) брали небольшую часть продукции, и по ней мы сами делали контрольный пример – заполняли справочники, вводили данные, проводили расчеты, получали и анализировали выходные формы.
Тогда было принято в качестве контрольного примера всегда использовать реальные данные, которые готовились практически одновременно с постановкой задачи (позже я часто видела, как программисты при отладке вводят всякую ерунду – просто так, и из-за этого проскакивают ошибки, которые на реальных данных сразу видны).
Первое время программная часть еще была на ЕС ЭВМ. Но когда мы перешли с этой задачей на Искру-226, то появилась возможность организовывать так называемые АРМы – автоматизированные рабочие места в разных отделах заводоуправления. А задача сама прямо требовала расширения. Ведь в отделе договоров делался даже не План поставок, а Свод договорных обязательств. План поставок появлялся в отделе сбыта, когда продукция уже находилась в производстве или на складе, и наступали сроки отгрузки потребителям. Отделы сбыта стали следующим объектом, для которого мы делали АРМ на Искре -226. И теперь задача (и наш предмет договора) стал называться «Автоматизация учета и контроля выполнения договорных обязательств». Это уже была серьезная и вполне себе комплексная задача, мы ее сделали на нескольких предприятиях (запомнился Сызранский завод – по тому как мы туда в командировки ездили), и был выпущен Методический материал для предприятий отрасли тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения (Москва 1989г) Использование ЭВМ в учете и контроле выполнения договорных обязательств (Бурлакова О.В., Грин Н.М., Трахтенберг С.Ф., Федорова Л.Г. – здесь еще есть фамилия Трахтенберга – мы начали готовить материал еще при нем, но подготовка к публикации в Москве заняла много времени).
Вскоре мы взяли задачу еще шире, и у нас получилась «Комплексная автоматизированная система управления поставками»(АСУ поставка), которую мы позиционировали как систему, обеспечивающую «объединение в едином контуре управления всех процессов, связанных с продвижением выпускаемой продукции от поставщика к потребителю». В эту систему мы включали кроме АРМов отделов договоров и заказов и сбыта, так же АРМы юриста, финотдела, бухгалтерии, транспортной службы, складов сбыта и выпускающих цехов. В системе была предусмотрена централизованная БД «Договоры», из которой по спроектированным запросам, информация готовилась для директора предприятия и его замов по сбыту и по производству.
Эту систему мы и внедряли довольно успешно, и еще несколько публикаций по ней выпустили, в том числе еще один методический материал:
-
Грин Н.М. Автоматизация управления поставками в отрасли – состояние и перспективы В сб. «Организация производства и экономики предприятий тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения» НИИоргпром выпуск 14, Свердловск, 1988г.
-
Бурлакова О.В., Грин Н.М., Масленникова Т.Н., Мойшелис С.Е., Федорова Л.Г. Рекомендации по созданию комплексной автоматизированной системы управления поставками на предприятиях машиностроения Методический материал для предприятий отрасли тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения Москва 1989г (это единственная публикация из всех 24-х НИИОргпромовских, которая сохранилась у меня, причем в бумажном виде).
-
Грин Н.М. Совершенствование ведения договорной работы в условиях автоматизированной системы управления поставками. В сб. «Оперативное управление производством и экономика предприятий машиностроения в условиях полного хозрасчета » НИИоргпром выпуск15, Свердловск, 1989г.
-
Бурлакова О.В., Гальперина И.В., Грин Н.М., Демидова Е.Б. Типовая программная система для создания комплекса автоматизированных рабочих мест в службе договоров и заказов В сб. «Методы и системы управления предприятиями машиностроения» НИИоргпром выпуск15, Свердловск, 1989г
-
Грин Н.М. О создании комплекса АРМ в службах договоров и заказов В сб. тезисов докладов на отраслевом семинаре Дом техники Свердловск, 1989г.
Самое интересное событие случилось в 1989г. Я уже была заведующей лабораторией, и мы были на полном хозрасчете. А век Искры 226 уже заканчивался (т.е. для разработчиков он был очень короткий – в 1986 начали, а в 1989г уже надо было дальше двигаться). Мы вели переговоры о нашей «АСУ поставка» с отделом договоров и заказов ПО Уралмаш. У них уже была версия нашей ситемы – модель на ЕС ЭВМ. Но они хотели АРМы на персоналках. Да-да! Уралмаш уже получил IBM/PC. Ну и что мне было делать?
Я оказалась рисковым руководителем. «Если вы нам дадите одну IBM/PC во временное пользование на период выполнения договора, мы возьмемся делать систему» — объявила я начальнику отдела договоров. Через несколько дней мы получили ответ: машину нам дают, и договор заключают! Получив на 1990г такого заказчика, я могла быть на какое-то время спокойна за наш «портфель заказов». Но договор-то еще надо было выполнить. А у нас никто и в глаза эти новые машины не видел! И тем не менее мы взялись – и справились.
Но вы только представьте: одна персоналка AT 286, почти 10 человек – программисты и постановщики. И снова мы делим машинное время, но теперь уже машина стоит прямо в нашей комнате. И мы ее победили!
Прощание
В середине 1990года я НИИЭкономики покинула. В этот момент я ушла, проработав на одном месте 19 лет, не потому, что было плохо, а потому, что получила приглашение на другую работу (о которой и буду рассказывать и вспоминать дальше), потому что устала ездить в командировки (ха! На новом месте их оказалось совсем и не меньше), потому что новое место работы оказалось в 5 минутах ходьбы от моего дома (и я так была рада освободиться от общественного транспорта). Но наверное одним из важнейших аргументов было еще и то, что я поняла, что не хочу быть руководителем –человеком, отвечающим за все, и в первую очередь, за финансовое обеспечение людей, стоящих за твоей спиной. И этот опыт мне очень помог – в 90-е годы зуд предпринимательства, финансовой свободы, погоня за большими заработками в свободном экономическом плавании поразил очень и очень многих. Кто-то и правда разбогател, многие зубы обломали. А я спокойно работала в медицинской организации, не хотела никакого «своего бизнеса» и никогда об этом не пожалела.
А через очень небольшое время стало ясно, что наши очень приличные в последние годы моей работы в НИИОргпроме заработки, хорошая обеспеченность договорами, да и сам факт существования отдела и института – все это было так призрачно, и очень скоро закончилось — развалилось.
Entry filed under: Мемуары НИИОргпром.
Trackback this post | Subscribe to the comments via RSS Feed