Итоги реформы высшего образования – мнение профессора Сухомлина В.А.
06.10.2010 at 08:19 2 комментария
Мы расстались с професором на публикациях сентября 2008г, когда он критиковал профессиональные ИТ стандарты. Но вряд ли мои читатели подумали, что неугомонный профессор перестал писать статьи и бороться с тем, что происходит в высшем образовании РФ.
Из большого числа критиков реформ проф. Сухомлин В.А. интересен мне особенно, потому что он Ит-ишник.
В 2009г профессор постоянно публикует критические статьи, выступает с докладами, читает даже лекции о реформе ВО. В наиболее четком виде его позиция сформулирована в статье «Реформа высшей школы деструктивна» май 2009г. В этом материале анализируются негативные, имеющие деструктивный характер аспекты реформирования российской высшей школы (материал подготовлен для Научно-экспертного совета по образованию при Председателе СФ ФС РФ).
Основные тезисы:
«Все больше и больше стран (США, Китай, некоторые европейские и азиатские страны) ставят в качестве национальной стратегической задачи — всеобщее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни. Очевидно, что эта задача должна стать одной из важнейших и для России, если она претендует на достойное место в мировой экономике.
При создании новой образовательной системы центральная роль отводится широкому использованию современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и различных видов e-обучения или e-learning. Именно технологии e-learning в сочетании с технологиями Интернета создают все возможности для обучения в течение всей жизни, обеспечивая доступность образовательных ресурсов и услуг всем гражданам, включая наиболее обездоленные группы населения (потерявших работу во время экономического кризиса, лиц с ограниченными возможностями, этнических меньшинств и пр.).
Каково же с этой точки зрения состояние российской системы высшего образования? Россия в соответствии с Индексом готовности стран к сетевому миру (ИГС) среди 75 наиболее развитых стран находится на 71-м месте по применению ИКТ в образовании (доступ учебных заведений к ИКТ, использование ИКТ в учебном процессе). Отставание российской системы образования в этой сфере оценивается экспертами в 15 и более лет и является прогрессирующим. А стратегических ориентиров и программ развития российской системы образования в этом русле мы до сих пор не видим».
Автор, анализируя реформы отечественного образованию, называет их антиреформами, «так как результат от их реализации скорее носит деструктивный характер, ведущий к разрушению накопленного достояния, к снижению уровня и качества образования в стране, степени его доступности».
Он дает краткий обзор основных деструктивных действий (ударов) в отношении к высшей школе за последние годы.
1. ЕГЭ – автор рассмативает в узком аспекте (в части влияния на ВО) — «удар по элитному образованию, подготовки национальной элиты (по системе развития талантов для ведущих университетов страны).
2. Закон, вводящий в России двухуровневую систему высшего образования есть не что иное, как силовое выдавливание специалитета, более высокого по сравнению с бакалавриатом уровня подготовки, что автоматически ведет к:
— снижению уровня массового профессионального образования (80% учащихся будут получать знаний на 20% меньше по сравнению с программами подготовки специалистов)
— к потере значительной части объема образовательного контента и преподавательских технологий, накопленных национальной системой образования для специалитета (пятилетней формы обучения).
Ценность этих накоплений никем не оценивалась, а она исключительно велика. Например, на факультете ВМК МГУ им. Ломоносова студентам четвертого и пятого курсов читаются порядка 150 уникальных спецкурсов для будущих специалистов по прикладной математике и информатике (примерно 1000 студентам). Каждый из этих курсов может быть украшением любого университета. Если факультету придется перейти на подготовку бакалавров по соответствующему направлению, то при расчете 25 процентного поступления бакалавров в магистратуру более ста курсов будут не востребованы. А именно такие курсы и накопленные преподавательские технологии и есть основная ценность в системе образования!
3. Закон об изменении понятия и структуры федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Благодаря новому законотворчеству содержание образования исключено из поля нормативной образовательной деятельности.
Вместо содержания обучения (минимально необходимых требований к содержанию обучения), значительную часть стандарта занимает описание весьма общих компетенций, причем зафиксированных в стандарте на целых 10 лет (!).
Данный подход обнуляет полезность ФГОС для образовательной практики и учебно-методической работы, также как и смысл тех немалых средств, которые ушли на создание бесполезных ФГОС. Кому нужна была дорогостоящая профанация с образовательными стандартами третьего поколения, если функционально они значительно уступают стандартам второго поколения, тянут всю систему образования назад, а не вперед (говорю это как методист и разработчик стандартов второго и третьего поколений).
Попытка залатать брешь в ФГОС, связанную с отсутствием описания необходимых объемов знаний, разработкой дополнительно так называемых основных образовательных программ (ООП) выглядит очередной профанацией, так как вопрос ООП до сих пор не проработан министерством ни с юридической, ни с методологической точек зрения. Тем более что подход с ООП устарел на 10 лет, и для описания объемов знаний в мировой образовательной системе давно уже используются совсем другие технологии.
4. Закон об автономных учреждениях (АУ) – суть вытеснение вузов из поля государственного образовательного сектора с соответствующим переводом их на самофинансирование, и уводом из под законодательной защиты от приватизации со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, закон об АУ это бомба замедленного действия, направленная на избавление от государственных университетов. Между прочим, за рубежом, там, где строят общества знаний, университеты не сокращают.
5. Безумная кампания с профстандартами, направленная на то, чтобы загнать систему образования под квалификационные требования профессиональных стандартов (по существу под должностные инструкции) отсталой российской экономики, подчинить систему образования интересам бизнеса, унизить и морально растоптать национальную высшую школу.Данная кампания ведет к существенному снижению уровня высшего профессионального образования.
6. Трехлетняя кампания по созданию системы бессодержательных ФГОС нового поколения в соответствии с упоминавшимся выше законом об изменении понятия и структуры ФГОС.С реализацией этой кампании возникла уникальная для высшей школы ситуация, когда почти трехлетняя работа увенчалась созданием бесполезной системы государственных стандартов, а высшая школа осталась голой, без одежки из учебно-методического обеспечения. И учебно-методическим объединениям университетов придется теперь создавать свои собственные стандарты и рекомендации по нормированию содержания обучения, причем эта работа наверняка не будет оплачиваться, так как содержание образования осталось вне законодательного поля, а «внезаконную» деятельность никто оплачивать не будет.
7. Провальная ситуация с внедрением технологий e-learning в практику российского образования (отсутствуют стратегия, методическое обеспечение и нормативная база e-learning), что отбрасывает российское образование на годы назад, делает его дорогим и недоступным для многих граждан, лишает его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
8. Недооценка роли национальной системы ИТ-образования, и как следствие отсутствие поддержки в ее развитии. В то время как именно система ИТ-образования должна стать базовым сегментом (в методологическом, технологическом, контентном аспектах) при построении системы непрерывного образования. Правда, примеры использования логотипа ИТ-образования в качестве ширмы для растаскивания грантов по углам были (коммерческим структурам, известным в профессиональной среде как откатоспособным).
9. Полная недооценка и провал в развитии системы дополнительного образования.
10. Возведение барьеров в интеграции РАН и системы образования.
11. Одна из последних инициатив Министерства образования и науки РФ (МОН РФ) – подготовка за спиной профессиональной общественности «антикризисного» соглашения с Майкрософтом — по существу есть не что иное, как сдача под патронаж этой компании всей системы российского образования. Более подробно об этом написано в статье автора «Антикризисная экспансия. Грядет ли эра «Майкрософт» в российском образовании?», Советская Россия от 12/02/2009.
12. Бессистемность и противоречивость проводимых реформ.
Чуть раньше про то же была статья «Дюжина ударов по российскому образованию» (по материалам выступления на круглом столе «Образование для взрослых: формат XXI века», 4 марта, Институте «Справедливый мир»), в которой затронуты 3 темы:
• общемировые тенденции развития национальных образовательных систем, прежде всего, в части, касающейся образования для всех;
• оценка состояния российской высшей школы в свете перманетного реформирования национальной системы образования;
• принципы построения базового сектора системы образования на протяжении жизни на основе созданной МГУ им. Ломоносова и другими ведущими университетами страны системы ИТ-образования.
Список из 12 пунктов чуть-чуть другой — «Необоснованное обрушение системы среднего профессионального образования и судорожные бессистемные попытки его реанимации» позже заменены на «Бессистемность и противоречивость проводимых реформ».
Профессор не просто критикан, он вполне конструктивен и во второй части этой статьи «Шанс для выживания российскому образованию» предлагает Принципы построения базового сектора системы образования для всех на протяжении жизни (представим их очень коротко):
1. Базовым (или одним их базовых) элементов системы образования в течение всей жизни является национальная система ИТ-образования.
2. Национальная система ИТ-образования должна базироваться на самом современном учебно-методическом обеспечении, гармонизированном с международными стандартами и рекомендациями в области подготовки ИТ-кадров, и использовать стандартизованные на международном уровне объемы знаний по направлениям подготовки, современные технологии их профилирования в учебные программы, использовать международные стандарты e-learning. Все это должно быть переварено и адаптировано к российским условиям.
3. Поддержка учебно-методического обеспечения такой образовательной системы в актуальном состоянии должна осуществляться непрерывно на основе применения принципов консорциумной стандартизации.
4. В основе системы образования на протяжении жизни для всех должны лежать качественные соответствующие современным требованиям и стандартам процессы базового ИТ-образования (бакалавриата, специалитета, магистерского обучения), должна обеспечиваться целостность базового и дополнительного образования.
5. Система ИТ-образования должна иметь адекватное требованиям времени представительство своей деятельности в виртуальной среде, широко использовать технологии виртуального университета, виртуальной кафедры, e-learning.
6. Значительный сегмент системы образования для всех на протяжении жизни строится как расширение системы ИТ-образования созданием компонент и процессов, направленных на обучение различных профессиональных и социальных групп населения по насущным учебным программам.
7. Создаваемая система образования на протяжении жизни должна включать полный набор компонент и процессов для обучения различных групп населения на основе использования технологий e-learning
Описанный выше сегмент образования на протяжении жизни, который мог бы стать эталонным или базовым элементом в общей национальной системе, создан и развернут в последние годы по инициативе МГУ им. Ломоносова [1, 2, 3].
Было еще несколько статей – как обычно пишут ученые – в каждой есть что-то чего нет в других.
Профессор время не тратит и кроме всего прочего пропагандирует «Концепцию построения системы образования на протяжении жизни» (например доклад в Белоруссии 8 октября 2009г), занимается Социально-ориентированными ИТ-проектами (о чем например, докладывалось в Магнитогорске 20 октября 2009 г Всероссийская научная Школа для молодежи «Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций»), Интернет обучение инвалидов.
В декабре 2009 прошла IV Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование», на которой профессор Сухомлин В.А. выступил с секционным докладом, руководил Круглым столом 1 — «Как построить систему непрерывного образования для всех на протяжении жизни?», Руководил Секцией 1. ИТ-образование: методология, методическое обеспечение.
В РЕШЕНИи конференции отмечается:
Лейтмотивом прошедшей конференции были два следующих постулата:
1) Система высшего образования превращается в одну из ведущих производящих отраслей экономики (не сферы обслуживания), обеспечивающую приращение человеческого капитала и, тем самым, приращение ВВП в инновационной экономике.
2) Система ИТ-образования должна играть роль катализатора в развитии всей системы образовании, подобно тому, как информационные технологии играют ведущую роль в развитии науки, технологий, всего общества.
Из рекомендаций:
7. В связи с актуальностью развития системы непрерывного образования рекомендовать вузам и УМС акцентировать работу в следующих направлениях:
— систематическая разработка программ повышения квалификации и дополнительного ИТ-образования совместно с компаниями ИТ-отрасли;
— внедрение корпоративного обучения в образовательный процесс вузов, включая создание совместных с компаниями ИТ-отрасли учебно-исследовательских центров и лабораторий, в том числе при финансовой поддержке федеральных и региональных структур;
— развитие методического обеспечения системы непрерывного школьного, вузовского и послевузовского ИТ-образования (с учетом опыта Оренбургского государственного университета).
Весь тест решения конференции можно прочитать здесь .
В 2010г профессор Сухомлин В.А. выступил с очередной разгромной статьей. Ее содержание — в продолжении этого поста.
Entry filed under: Обзоры, Образование. Tags: высшее образование.
2 комментария Add your own
Добавить комментарий
Trackback this post | Subscribe to the comments via RSS Feed
1. Обсуждение проекта Закона «Об образовании – прошел месяц « Мастерская бизнес-анализа | 04.01.2011 в 21:14
[…] При обсуждении проекта ФЗ об образовании В.Т. Тихомиров сетовал на то, что руководители МОН РФ игнорируют мнение экспертов. Возглавляя думский экспертный комитет по образованию, научный руководитель МЭСИ передавал в министерство список из более, чем 100 замечаний и предложений, подготовленный данным подкомитетом. И ни один из пунктов этого списка не был учтен в проекте закона. Выступивший по данному вопросу профессор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Сухомлин рассказал, что учебно-методический совет (УМС) факультета ВМК МГУ только недавно провел заседание, на котором ставился вопрос по обсуждению проекта Федерального закона об образовании. Но так как в основу ФЗ положена та же порочная концепция федерального государственного стандарта, которая привела в полный хаос методическое обеспечение высшей школы и привела к провалу ее реформы, то более актуальным на текущий момент представляется всенародное обсуждение плачевных итогов реформы системы высшего образования. Только проанализировав допущенные ошибки и определив меры по их исправлению, можно готовить закон и думать о будущем образования. Далее докладчик рассказал об основных пороках реформы, назвав текущее состояние высшей школы критическим. (более подробная информация о мнении В.А. Сухомлина уже излагалась). […]
2. Итоги реформы высшего образования – мнение профессора Сухомлина В.А. « Мастерская бизнес-анализа | 09.10.2010 в 19:23
[…] Начало […]