Сангвис: Сахаров Моисей Израилевич
01.05.2013 at 21:37 1 комментарий
Не так много сохранилось текстов, связанных с историей службы переливания крови в Свердловской области и городе Свердловске – Екатеринбурге.
Даже в сборнике, изданном к 80-летию областной службы крови в 2010г, о многом написано очень коротко и схематично. В том числе и об одном из самых ярких руководителей – М.И. Сахарове. Кое-что есть на действующем сайте.
А ведь именно с именем Моисея Израйлевича Сахарова связаны главные события службы крови Свердловской области: создание СПК и обеспечение донорской кровью армии во время Великой отечественной войны. Поэтому я позволила себе собрать те немногие публикации, которые есть в сети, и добавить к ним уникальный материал — статью, которая была написана о Моисее Израйлевиче в 1996 году нашими журналистами из отдела маркетинга и находилась на старом сайте. Тогда Сахаров М.И. не только был еще жив, он еще работал. Он перестал работать, только когда ему исполнилось 94 года. – в 1999г.
11 декабря 1904 года в Сибири на маленькой железнодорожной станции Еланская около города Канска Енисейской губернии родился М.И.Сахаров. Отец, Израиль Иосифович, занимался извозом, в зрелом возрасте стал купцом. Мама, Анна Моисеевна, растила детей. В семье их было шестеро, и только один сын, остальные девочки. В 1913 году он начал учиться в реальном училище сразу во втором классе.
1917 год — грянула революция, был конфискован отцовский магазин. Семья перебирается в Канск. В 1919 году Моисей поступил работать на Канский кирпичный завод формовщиком. Работал за рабочую карточку и иждивенческие карточки для семьи. 1923 год — Канск получает разнарядку в вузы. В Иркутске открылся университет, укомплектованный великолепным преподавательским составом. 1 сентября 1923 года Моисей зачислен студентом в Иркутский государственный университет на медицинский факультет. На втором курсе ему доверили вести занятия с первокурсниками.
1928 год — из 1200 человек пятилетнее образование окончили 16. Сдав выпускные экзамены и получив диплом об окончании медицинского факультета, Моисей Израилевич ушел добровольцем на фронт — конфликт на КВЖД. В его военном билете значится «78 Казанский стрелковый полк 26 Краснознаменной дивизии. Врач отдельного кавалерийского эскадрона». Участвовал в боях за взятие города Санчатау, в 1929 году — в операции против бандитских формирований белоэмигрантов. В 1930 году демобилизован.
М.И.Сахаров начал свою врачебную деятельность в феврале 1930 года в городе Серове ординатором хирургического отделения. С 1934 года работал заведующим того же отделения. Начало биографии – отсюда.
Теперь статья 1996г со старого сайта Сангвиса (без купюр):
«Типичный для тех лет и в то же время удивительно многогранный трудовой путь прошел Моисей Израйлевич.
После окончания школы он поступил на завод горнорабочим. Затем, увлеченный фармакологией, работает в аптеке, откуда любознательный юноша направляется на учебу на медицинский факультет Иркутского университета. Вскоре проявились высокие способности его как хирурга. С девятью молодыми коллегами М.И. Сахаров отправляется на границу с Китаем, где так нужны были опытные руки хирурга!
Затем он возвращается на Урал, где живет и трудится вот уже 65 лет! Сначала — в Серовской больнице. Молодой врач много оперирует, неустанно учится, совершенствуя свой опыт у старших коллег. Спасение человеческой жизни, как понимает Сахаров, — ключ и цель всей деятельности и практики каждого врача. У хирурга особенно остра эта борьба, идущая изо дня в день. Будни, полные волнений, неожиданностей, сложных решений и нелегких побед. Поражения? Их просто не должно быть! За каждым действием стоит человек. Он ждет и надеется. Он доверил себя, свою жизнь врачу. И доверие это превыше всего.
На курсах усовершенствования врачей в Ленинграде Сахаров впервые сталкивается с переливанием крови. Процесс «воскресения» тяжелобольного глубоко впечатляет его. Вскоре в памятный момент своей практики (это было в 1934 году) Моисей Израйлевич оказывается в ситуации, когда единственной возможностью сохранить жизнь больного как раз и оказывается немедленное переливание крови. Итак, первое самостоятельное действо на новом поприще.
Удача и в самом деле любит решительных и смелых — переливание прошло блестяще, без осложнений. Больной уверенно пошел на поправку. Коллеги поздравляли и искренне радовались успеху товарища, а больше — новым открывшимся возможностям в деле спасения человеческой жизни.
Вскоре доктор Лидский, работающий в 3-й клинической больнице, приглашает Сахарова в Свердловск, выделяет ему помещение под организацию донорской станции. Так Моисей Израйлевич приходит в службу крови».
Здесь требуется небольшое дополнение: Начало Свердловской станции переливания крови отсчитывается от 1930 года, когда был организован филиал Центрального института переливания крови в виде небольшого отделения с планом заготовки 100 литров в год. Руководителем созданного подразделения стал профессор Лев Моисеевич Ратнер.
А в декабре 1937 года статус этого подразделения был изменен: на базе ГКБ №1 была организована именно Станция переливания крови со своим собственным штатом. И появилась она во многом именно благодаря Моисею Израйлевичу Сахарову. Он уже был ассистентом кафедры госпитальной хирургии на базе Центральной клинической больницы №1, хирургом, заведующим хирургическим отделением этой больницы.
А теперь снова статья наших журналистов:
«И вот — война. Великая Отечественная. Время самое активное для службы крови, но и время всяких «сюрпризов» и неожиданностей.
Казалось, было оперативно организовано все — первая Западная линия пунктов переливания крови брала на себя основную тяжесть проблем военных госпиталей. Оказалось — нет. Западные станции почти не функционировали из-за быстроты и непредсказуемости военных действий.
Весь объем донорской продукции теперь лег на плечи Свердловской станции. И если еще совсем недавно был надежный донорский резерв, то в кратчайшее время от него осталось всего 5 процентов. Люди ушли на фронт.
Быстро рос и расширялся список требуемых препаратов, а значит, постоянно менялись технология и аппаратура, требовалась новая специализация, совершенствование прежних навыков. Нарастающий спрос на кровь требовал новых методов хранения, консервации, изготовления сухих препаратов. И коллектив справлялся. Уже в декабре 1941 года была освоена заготовка замороженной сыворотки крови, а в конце 42-го действовал спецотдел по изготовлению препаратов особо длительного хранения — сухой сыворотки, затем и сухой плазмы.
Несмотря на человеческий «дефицит» (фронт требовал новых и новых бойцов), поток доноров был огромен и продолжал пополняться. Но, к великому сожалению, далеко не всякая кровь годилась. Были хроники, были инфицированные, больные, истощенные люди. Но они горели желанием хоть чем-то помочь Родине, участвовать наравне со всеми в борьбе за ее освобождение от фашистского нашествия. Единственной ценностью, которой они обладали, была их собственная кровь. Однако ее не брали! Происходили настоящие баталии, люди плакали, уговаривали, настаивали, даже угрожали. Они не понимали, как их кровь может принести вред. Ведь они-то с этой кровью жили, работали, мечтали о Победе…
— То и дело в обком партии поступали жалобы, — вспоминает Моисей Израйлевич. — Было их около двух десятков: «Сахаров не берет кровь!» А как ее брать? Мы за каждый грамм дрожали — как сохранить, обеспечить чистоту продукции, ведь тогда кровь заготавливалась открытым методом. Не было и речи о боксированных операционных, обеспечивающих надежную стерильность каждого забора. Но попробуй объясни!
И объясняли изо дня в день, терпеливо и убедительно, призвав всю свою выдержку. И сам Сахаров уговаривал, убеждал.
Очень многие доноры отказывались от денежной компенсации, сдавали по два раза в месяц кровь, рискуя здоровьем. Служба крови работала на полную мощность, не зная передышки. Едва возник в стране «Фонд обороны», как на Свердловской станции был объявлен сбор денежных средств на строительство боевой эскадрильи «Уральский донор». Необычайно быстро был собран миллион, а вскоре и остальные. Доноры Свердловска собрали 2 342 857 рублей. Их отряд к 1943 году состоял из 30 000 человек. Средний вклад был 400 рублей. Но эскадрилью для фронта доноры купили.
Между тем работа станции шла своим чередом, множились проблемы с кадрами. Особенно не хватало медсестер.
— Сижу в приемной заведующего облздравом и что слышу? Один из коллег едет в Камышловское медучилище за сестрами, — продолжает Сахаров. — Влетаю в кабинет зава, умоляю дать мне сестер на Станцию. Слышу ответ: «Если добровольно согласятся — бери!» В Камышлове от отчаяния закатил такую жаркую речь о патриотизме, о крайней необходимости и человеческом долге работать именно у нас, что молодые комсомолки тотчас откликнулись, решились… И половину выпуска я привез в Свердловск.
Вот так пополнялись кадры. Моисей Израйлевич ни разу не пожалел о своем «десанте» в Камышлов. Девушки быстро освоили особенности несколько неожиданной практики, работали, не зная усталости. Жили дружно, хотя и на казарменном положении, в помещении прачечной, которая располагалась рядом с моргом, откуда нередко забегали крысы. Это, пожалуй, осталось на всю жизнь самым жутким воспоминанием о тех временах. Но, конечно, не этим помнилось прошлое.
В майские дни Победного юбилея с отеческой теплотой и душевной приязнью говорил Моисей Израйлевич о своем коллективе, до сих пор удивляясь героизму и выносливости людей:
— Представляете — ни одного отказа от работы, ни одной жалобы за все труднейшее время войны. Четверть коллектива постоянно работала ночью. И ни одной рекламации на нашу продукцию за все годы ! Хотя забирали кровь грушей и банками, подвергали открытой сушке при помощи соли и песка. А контроль был строжайший: четырехкратный! Только золотые люди могли выстоять тогда!
Надо добавить, что, несмотря на огромную нагрузку, врачи и сестры Станции сами были донорами, выручали в острые моменты».
Правнучка Моисея Израилевича Яна поделилась тем, что рассказывал ей прадедушка (опубликовано здесь 2012 год).
«Во время Великой Отечественной войны мой прадедушка работал на станции переливания крови, которую он организовал в Свердловске. Сюда приходили здоровые люди и сдавали кровь, которую дедушка отправлял на фронт для раненых. Однажды случилась такая история. На станции закончились пробирки, и не в чем было отправлять кровь на фронт. Помогли школьники, они собрали емкости и кровь была вовремя отправлена на фронт.
Дедушка рассказывал, что доноры писали записки с добрыми словами для бойцов и привязывали их к пробиркам. Когда солдаты получали эти записки, то чувствовали поддержку и быстрее выздоравливали. За свой труд дедушка получил много наград, а после войны продолжал спасать жизнь людям».
А для научных публикаций М. И. Сахаров говорил: «Война поставила перед нашей станцией и передо мной, ее директором, массу новых задач. Свердловская станция стала базовой. Она должна была обеспечить кровью не только госпитали, находившиеся в Свердловске и в области, но и большой участок Западного фронта».
В дальнейшем были разработаны новые методики изготовления препаратов крови, оригинальная технология получения восстановленной крови. За разработку одной из методик Моисею Израилевичу было выдано авторское свидетельство на изобретение.
А. Т. Лидский предложил М. И. Сахарову обобщить все эти материалы в виде докторской диссертации, что в итоге и было сделано. Успешная ее защита состоялась уже после войны — в 1951 г. Моисей Израйлевич защитил докторскую диссертацию по теме: «Сухая сыворотка, изготовление и результаты применения в хирургической клинике».
Моисей Израилевич проработал на посту директора городской станции переливания крови 21 год.
В 1958 году он избран заведующим кафедрой общей хирургии Свердловского медицинского института. Сменив вид деятельности, с 1959 по 1976 гг. Сахаров М.И. заведовал этой кафедрой. Он создал свою школу хирургов, был замечательным лектором.
Продолжал работать и хирургом. Он первым на Урале исследовал и внедрял многие новые медицинские технологии: первые операции на поджелудочной железе, первые опыты по использованию наркоза при хирургических вмешательствах, он первый в Свердловске начал успешно оперировать при слипчивом и панцирном перикардите, выполнять адреналэктомию при феохромоцитоме, производить операции на средней трети пищевода при онкологических заболеваниях… и многое, многое другое
Но вершиной его врачебного творчества были, безусловно, операции на человеческом сердце. С 1958 года в Свердловске такие операции стали возможны наряду с Москвой и Ленинградом благодаря вдохновению, таланту и опыту Моисея Израилевича.
По инициативе М.И.Сахарова при кафедре создан первый на Урале специализированный центр хирургической гастроэнтерологии. На протяжении 10 лет он возглавлял Свердловское областное научно-практическое общество хирургов, был заместителем председателя областного научного общества кардиологов, неоднократным участником многочисленных всесоюзных, республиканских съездов, симпозиумов и конференций по хирургии.
Моисей Израилевич — автор 6 монографий, более 130 печатных работ, 2 изобретений, множества рационализаторских предложений, руководитель 14 кандидатских и 2 докторских диссертаций. Он был не только замечательным учителем таких учеников как И.Д.Прудков, В.Н.Климов, А.Г.Мясникова, М.С.Савичевский, В.А.Козлов, но и благодарным талантливым учеником основоположника хирургического искусства на Урале Аркадия Тимофеевича Лидского.
Орден Красной Звезды (1944), орден Трудового Красного Знамени (1966), многие медали, почетные знаки «Отличник Здравоохранения» (1943) и «Ветеран труда» (1976) — достойные награды врачу, посвятившему всю свою жизнь одной из тяжелейших отраслей медицины — хирургии.
До своего столетия Моисей Израилевич Сахаров не дожил всего полгода – он ушел из жизни в 2004 году. Последние 5 лет жизни он очень плохо видел, если бы не катастрофически ухудшавшееся зрение, то его никакими силами не удержать было бы от ежедневных поездок на другой конец города, в госпиталь инвалидов войн, где он, перестав оперировать, консультировал сложных больных.
А в годы расцвета Сангвиса – 1995-1997гг Моисей Израилевич бывал у нас часто – и на семинаре 1995года, и на 5-летнем юбилее, на некоторых днях рождения.
Каждый праздник и в день его рождения кто-то из его учеников (чаще всего Нижечик Ю.С.) отправлялись к нему в гости с букетом и теплыми поздравлениями.
Entry filed under: Копилка Мастерской, Мемуары Сангвис, Обзоры.
1 комментарий Add your own
Добавить комментарий
Trackback this post | Subscribe to the comments via RSS Feed
1. Сангвис Год 1995 Третий семинар | Мастерская бизнес-анализа | 13.06.2013 в 21:44
[…] из главных гостей семинара был Моисей Израилевич Сахаров. Он еще был тогда на ногах, и с радостью принимал наши […]