НИИОргпром: с чего начинался отдел АСУ
25.09.2011 at 08:27 4 комментария
Первая лаборатория, работавшая в области автоматизации управления, появилась в НИИЭкономики еще при Совнархозах. Создал ее Марк Абрамович Кравец, лишь за ним пришел в НИИЭкономики Трахтенберг Семен Фридрихович.
Сохранилось фото – это 1963 год, и они уже на этой фотографии вместе.
Из тех, кто еще потом долго работал с Трахтенбергом, Наташа Степченкова – верхний ряд слева.
Людмила Федоровна Аверкиева вспомнила, что на фото – стоит рядом с Трахтенбергом С.Ф.: Алимпиева Нина, дальше Сандлерман Михаил. Сидят: Селянина Галина; Кравец Марк Абрамович; Петухова Светлана; Люба ( фамилию не вспомнила).
И называли тогда эту первую лабораторию «математики». Когда я пришла в 1971г., уже был отдел, 4 лаборатории, но название математики еще бытовало, но я тогда не знала, откуда оно пошло.
Ко времени, когда НИИЭкономики перешел в систему Минтяжмаша, отдельными вопросами автоматизации (а тогда говорили еще и «механизации») управленческого труда занимались в нескольких лабораториях, и, как вспоминает Воробьев А.В., Сиделев Н.П. поручил ему – Воробьеву – создать уже отдел.
«Директор института Н.П. Сиделев объединил 6 лабораторий, имеющих определенный опыт в механизации управленческого труда, в отдел и поручил мне, возглавив его, начать разработку автоматизированной подсистемы технико-экономического планирования (АПТЭП) машиностроительного предприятия.
Начался очень сложный период. Освоив теоретические азы проблемы, я приступил к заключению договоров с предприятиями. Предприятия должны быть достаточно крупные, которые могли позволить себе приобретать дорогие и очень дефицитные ЭВМ (например, «Минск 32»). В первую очередь были выбраны Уралмашзавод, Ижорский завод, Ждановский (ныне Мариупольский) завод тяжелого машиностроения, Невский Машиностроительный завод и сам Минтяжмаш.
Но, после оглашения в отделе результатов заключения договоров и задания начать интенсивное изучение новой проблемы, начался процесс увольнения отдельных сотрудников. Дело в том, что после реформирования Совнархоза, сотрудники аппарата Совнархоза трудоустраивались на предприятиях и в институтах Свердловска. За счет этого выросла и численность нашего отдела, исходя из которой, планировался объем работ при заключении договоров. В отделе оказались люди солидного возраста, после окончания вузов особо не учившиеся и не имевшие практики научно-исследовательской работы. Они просто растерялись, столкнувшись с чем-то совсем незнакомым и необычным. Заявлений об увольнении было достаточно, чтобы возможность выполнения заключенных договоров оказалась проблематичной. Пополнить отдел обычным набором было практически невозможно, так как появляющиеся специалисты нового направления распределялись организованно и должны были работать не менее 3 лет по месту распределения.
Выход был один – обратиться в УрГУ и УПИ, где готовились соответствующие специалисты, с просьбой увеличить количество распределяемых выпускников (традиционно – по 2-3 человека на институт) для НИИЭкономики. Но вузам сложно было объяснять снижение количества выпускников, распределяемых другим предприятиям, и брать на себя такую задачу они не хотели.
Да и в самом НИИЭкономики приходилось пополнять наш отдел за счет других отделов, что для директора не очень легкая задача. Тогда мы с директором обратились за помощью в Обком КПСС с просьбой увеличить для института количество распределяемых выпускников соответствующей специальности целевым назначением для отдела АСУ. Неожиданно в Обкоме нас активно поддержал начальник отдела. На это, очевидно повлияло несколько обстоятельств: НИИЭкономики был в числе небольшого количества гражданских организаций, начавших разрабатывать эту совершенно новую проблему, директор Института, бывший главный экономист Уралмашзавода, пользовался соответствующим авторитетом, да и я, в период работы в Совете новаторов Совнархоза, контактировал с этим начальником отдела Обкома. Работа начиналась на наиболее крупных предприятиях Минтяжмаша, что для области с преимущественно тяжелыми отраслями промышленности могло бы послужить хорошим опытом.
Обком КПСС попросил вузы, в порядке исключения, увеличить институту квоту распределяемых выпускников определенной специальности и имеющих склонность к научно-исследовательской работе. Удалось кое-кого «переманить» и из других организаций. В результате в течение двух лет отдел существенно пополнился специалистами, которые проявили удивительную работоспособность и ответственность, и отдел смог выполнить договорные обязательства. Далее проводились работы на ленинградском заводе турбинных лопаток, Рижском вагонном заводе, Калининском вагонном заводе и других предприятиях.
Работа была исключительно напряженной, кроме непосредственно исследовательской работы с длительными командировками, приходилось ломать устоявшиеся стереотипы у заказчиков, помогать преодолевать психологический барьер освоения чего-то нового и совершенно незнакомого».
Воробьев А.В. называет в качестве своих «первооткрывателей»: Галина Селянина, Фаина Плотникова (их я уже не застала), Алла Коковина, Ирина Смирнова, Валерий Петров, Александр Шляхтин, Николай Малюгин — а с ними я вместе работала, правда только в лаборатории Отраслевой АСУ.
Из ветеранов АСУ1 хочу еще раз назвать здесь:
Аверкиеву Л.Ф., Беляеву (Исакову) В.Я., Булычеву И.И.. Головину А.В., Ермакову В.Ф., Масленникову Т.Н., Рузакову О.В., Мыльцеву Л. , Радионову Н.К., Белого А.И.
Кроме Трахтенберга С.Ф. и Максимова А.Г. (начальника лаборатории ОАСУ, о нем я говорила здесь: Все первое: проекты, коллеги, пользователи.), руководителями лабораторий в 1971г были АСУ2 – Ощепкова Элеонора Ивановна, АСУ3 – Соколова Ирина Яковлевна.
А что касается набора в отдел АСУ, то Воробьев описывает события примерно 1967-1969гг. Но, видимо, НИИЭкономики сохранил поддержку Обкома КПСС в смысле набора кадров еще на несколько лет, или это уже стало традицией. Потому что в 1971 году, когда я закончила УПИ и пришла в НИИЭкономики, тоже было массовое пополнение отдела. Выпускников УПИ пришло тогда 7 или 8, и столько же программистов из УрГУ. Я помню, как приходил весной к нам в институт именно Воробьев А.В., уговаривал нас вместе и по отдельности, рассказывал о перспективах института. Причем брали не всех подряд. Вот, например, не захотели взять (и совершенно зря) мою подругу Таню Кандалинцеву. Она шла в числе первых по распределению как староста группы, и Сиделев Н.П. сказал, что староста ему не нужна. А Таня и училась хорошо, наверное, она и по оценкам была бы в десятке, не дальше. Ну а раз ее не взяли, она обиделась и вообще уехала из Свердловска (жила потом отлично в Киеве).
Несколько фотографий из архива Аверкиевых (спасибо им большое!).
Entry filed under: Мемуары НИИОргпром.
4 комментария Add your own
Добавить комментарий
Trackback this post | Subscribe to the comments via RSS Feed
1.
businessanalyst2009 | 09.04.2012 в 12:41
Обязательно будем помнить, даже и мы — следующие поколения «математиков» НИИОргпрома, которые и знакомы с ним не были, но всегда знали о нем и были благодарны.
2.
Татьяна | 09.04.2012 в 12:13
Очень горькое известие: ушел из жизни замечательный человек,
талантливый ученый Марк Абрамович Кравец.
Хочется верить, что память о нем останется с нами.
Татьяна.
3.
Михаил | 20.02.2012 в 21:15
Это ж надо ж, себя увидел, очень интересно увидеть и вспомнить старых знакомых. Мыльте мне: mix-ii@ya.ru
Сандлерман Михаил.
4.
Евгения | 25.09.2011 в 08:33
Вот оно как начиналось, оказывается! Впервые узнаю об этом из твоих записей!