Все первое: проекты, коллеги, пользователи.

13.01.2010 at 12:20 3 комментария

Первое место работы – Научно-исследовательский институт экономики и планирования  производства Минтяжмаша.

Порывшись  в Интернете, с удивлением обнаружила, что практически ничего про тот наш институт не опубликовано.

Да и вообще: это время так далеко, что я решила для вдумчивого читателя подготовить несколько обзорных материалов, позволяющих лучше  понять, о чем вообще речь шла в это время,  в какой внешней обстановке дело было. Все статьи не претендуют на точность и достоверность, а подготовлены только для введения в предмет:

2 августа 1971 года – если говорить высокопарно – начало трудового пути. Я пришла, естественно, в отдел АСУ. (Хотя,  наверное, не совсем естественно – у меня же обычное экономическое образование, но тем не менее).

Когда был создан именно этот отдел – не знаю. Тогда не поинтересовалась, теперь – пока не могу найти.  Если найду – напишу.

Руководил отделом АСУ в 1971г Анатолий Васильевич Воробьев.

Он начал карьеру с партийной работы. В 1963 г. окончил экономический факультет УрГУ. Руководил лабораторией в Институте экономики и организации производства при Совнархозе, занимался внедрением АСУ. Позже, в  1975 г. он защитил кандидатскую диссертацию, с 1976 г. по 1986 г. работал в Москве в Институте экономики и информации производства, затем вернулся в Свердловск, в свой институт, затем занимался преподавательской работой. 

К 1971 году – «Отдел проектирования АСУ» имеет в своем составе 4 лаборатории (так назывались подразделения нижнего уровня – видимо потому что НИИ ), в каждой 15-20 человек. Три лаборатории специализированы по экономическим направлениям:

  • планирования производства в АСУП предприятий
  • планирования труда и заработной платы в АСУП предприятий
  • планирование себестоимости в АСУП предприятий

А четвертая лаборатория называлсь «Лаборатория ОАСУ». Фактически НИИэкономики участвовал в разработке ОАСУ Минтяжмаша в малюсенькой части – подсистема «Технико-экономического планирования», раздел «Планирование производства».

Сиделев Н.П. — директор НИИЭкономики того времени,  был одновременно и председателем ГЭКа у нас в УПИ, и был на моей защите диплома.  Так что когда я пришла оформляться на работу – по распределению – мы были немножко знакомы. Но тем не менее, он не пошел мне навстречу в выборе лаборатории – а я уже знала, что хочу в лабораторию «Планирования производства в АСУП предприятий» — познакомилась с ее руководителем. Но директор отправил меня «куда было нужнее»: в «лабораторию ОАСУ». Вот в этой лаборатории и на этой задаче я проработала первые 8 месяцев. Должность у меня была «младший научный сотрудник», оклад мне положили минимальный на тот момент – 105 рублей.

Про этот проект память сохранила к сожалению мало, записей нет совсем. Так что напишу в рваном стиле: что удалось вспомнить.

Руководил этой лабораторией ОАСУ Максимов А.Г.  Человек хороший (но это ведь не профессия), а  оценить его как специалиста я не смогла – ярким, заметным он не был, в свои учителя я его записать ну никак не могу. Моим непосредственным наставником была Агеева Татьяна. Вот она меня и учила азам профессии. Естественно, никаким специалистом я тогда не была (чему меня учили я уже писала). Что мы конкретно делали именно на этом поекте – не помню. Помню, что в целом в первые несколько лет мы занимались описанием ввода, алгоритмов преобразований  и вывода. По вводу — прорисовывали на бумаге структуры данных для набивки на перфокартах (были такие специально напечатанные бланки, расчерченные по 80-ти позициям перфокарт), потом отдавали набивать операторам, проверяли и передавали программистам (видимо – контрольный пример). Но главное было описать – показатели, значность, форматы и т.д.

Для ОАСУ в качестве носителя информации для ввода тогда использовались перфоленты, доставка информации с предприятий в ГВЦ Минтяжмаша осоуществлялась по телетайпу.

Для вывода – это  видимо было самое важнее в нашей работе, мы рисовали формы для печати на   бланках с длиной строки 128 символов- расчерчивали колонки, описывали «шапку» — структуру заголовка колонок и тоже для каждой колонки – показатель, значность, формат.

Что касается алгоритмов – работой постановщика было описать то, что сейчас называется требования к преобразованию данных. Собственно алгоритмы разрабатывали математики – были у нас такие – именно не программисты, а математики.

А откуда мы  брали информацию? И вот теперь возвращаемся на круги своя:  от пользователей конечно.

У нас – разрабочиков ОАСУ — пользователь находился в Москве, и поэтому самым ярким воспоминанием этих 8 месяцев были конечно командировки в Москву и общение с работниками Минтяжмаша.

Министерство в 1971г уже находилось в тогда новом здании на проспекте Калинина (Новом Арбате), вроде бы это дом 19 – там где Ново-арбатский гастроном. Наше Министерство занимало одну «книгу» целиком.

При тотальном государственном планировании, можете себе представить какое положение в управленческой иерархии занимала начальник планового управления (или отдела – не помню точно) Министерства тяжелого машиностроения. Даже не забыла ее фамилию – Бусяцкая. Она была и куратором НИИЭкономики (то есть именно от нее зависело включение или невключение в план института и соответственно финансирование той или иной НИР), и главным нашим пользователем в ОАСУ.

Вот к этой большой начальнице меня привезла Таня Агеева уже в сентябре 1971г. Она сама, конечно, с нами общалась не долго, отправила пониже. Задача была и вправду сложная, думаю и сейчас ее решать было бы не очень просто, но вряд ли кто-то решает. Итак, отрасль, в которой около десятка подотраслей и под 200 предприятий, и нужно составить сводный номенклатурный план производства (счет количества позиций в номенклатуре идет на десятки тысяч, при укрупнении и группировке возникали различные алгоритмические проблемы). Возникали также и проблемы сопоставления данных в стоимостном выражении (цены ведь были, и они менялись от года к году).

К вопросу об общении с пользователями. Была целая система организации командировок в Министерство. Просто так приехать было нельзя: нужен был вызов. Этот вызов нужно было заказать, несколько раз позвонить, чтобы напомнить и уточнить. Потом вызов приходил (иногда и отказывали). И дата часто была совсем не та, которую мы планировали. Потом надо было купить билеты (это была отдельная проблема).

Две большие разницы организации командировки – есть жилье в Москве или нужна гостиница.

Если Министерство берется обеспечить тех, кто получил вызов, гостиницей, то первый рабочий день в командировке практически пропадал. Нужно было с вокзала (или аэропорта) приехать в Министерство, получить в бюро пропусков временный пропуск на вход в здание Министерства на те дни, на которые есть вызов, и отправиться в отдел размещения в гостиницы. Там всегда очередь. Работает не постоянно, места есть не всегда – иногда их нужно ждать. Потом, получив наконец-то направление в гостиницу, надо сразу туда ехать поселяться, хотя было бы удобнее уже поработать до конца рабочего дня и вечером ехать в гостиницу. Как правило, это   не получалось. И вот – едешь в гостиницу (а иногда там еще и не поселяют – «мест еще нет — ждите»,  или  еще чего-нибудь), и только если очень повезет, успеваешь вернуться и часа 2 пообщаться с пользователями.

Главный предмет обсуждения с пользователями – это структура выходных форм. Причем все очень мелко и детально: перечень колонок, их порядок, точные названия, значность, откуда выводятся данные в каждую колонку, что точно (до буквы) печатается в заголовке колонки. Причем было же это известное ограничение – 128 символов – ширина вывода АЦПУ (алфавитно цифровое печатающее устройство). Для задачи ОАСУ приходилось делать формы на 2, а то и 3 ширины листа (как мы, а главное они, потом это читали и проверяли – это отдельная история).

Не менее сложный вопрос, это формирование строк — как с точки зрения алгоритма, так и с точки зрения печати в колонке, которая имела название «Подлежащее формы».  И если структуру «Шапки» диктовало руководство, то по поводу строк обсуждения шли с большим количеством людей, так как специалисты в Министерстве в целом, и в плановом отделе тоже, специализировались по номенклатуре продукции.

Итого: никаким постановщиком — аналитиком я еще тогда не была. Не смотря на то, что в школьные и студенческие годы почва была подготовлена не плохо. И не известно кем бы мне удалось стать, если бы не встретился на моем пути человек, который стал Учителем.

Памяти Учителя посвящу следующий пост, скорее всего не один.

Реклама

Entry filed under: Мемуары НИИОргпром.

НИИоргпром Два подхода к всегосударственной автоматизации: ГАСУ или ОГАС

3 комментария Add your own

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Подписка на новости сайта

Подпишитесь на новости сайта (RSS)

RSS

Архивы

Рубрики

Главные книги аналитика

Современные методы описания функциональных требований к системам | Алистер Коберн
 Разработка требований к программному обеспечению |Карл И. Вигерс, Джой Битти

Требования для программного обеспечения: рекомендации по сбору и документированию |Илья Корнипаев
Анализ требований к автоматизированным информационным системам | Юрий Маглинец
Пользовательские истории. Гибкая разработка программного обеспечения |Майк Кон


%d такие блоггеры, как: